Главная страница
Новости
О проекте
О школе
Фотоальбом
Школьный музей
Шпаргалки
Каталог сайтов
Для мобильников
Обратная связь
Гостевая книжица
Наш чат
Форумы

Рефераты





    АМУР и ПСИХЕЯ (лат. Amor et Psyche) — герои новеллы-сказки Л.Апулея, входящей в его «Метаморфозы»

    АМУР и ПСИХЕЯ (лат. Amor et Psyche) — герои новеллы-сказки Л.Апулея, входящей в его «Метаморфозы» (II в. н.э.). Образы А. и П. представляют сложный сплав античных представлений об идеальных героях-любовниках с философскими понятиями. А. — в римской мифологии божество любви, соответствующее греческому Эроту. Он изображался юношей или мальчиком с золотыми крылышками, с луком и стрелами, колчаном и иногда с факелом. П.— в греческой мифологии чаще всего олицетворяла человеческую душу, хотя иногда отождествлялась с тем или иным живым существом, с отдельными функциями живого организма (дыхание) или его частями (диафрагма — Гомер). Греческое слово «психе» означает «душа» или «бабочка», часто П. изображали летающей или в виде птицы. В философии понятие о П. как о человеческом сознании, подчиненном мировой закономерности, ввел Гераклит Эфесский (540-480 гг. до н.э.). Ему принадлежит высказывание: «Пределов души не отыщешь, по какому пути не иди, так глубок ее разум». Понятие П. как бессмертной человеческой сущности ввел Пифагор (584-500 гг. до н.э.). Он же говорил о «перевоплощениях» П.

    АМФИТРИOН — герой комедии Плавта «Амфитрион»

    АМФИТРИOН — 1) герой комедии Плавта «Амфитрион» (ок.214 г. до н.э.).
    Миф о том, как Зевс (Юпитер), влюбившись в жену фиванского полководца Амфитриона Алкмену, явился к ней в обличьи мужа, провел с ней ночь и стал отцом одного из рожденных ею близнецов, Геракла, не раз становился у греков сюжетом драматических произведений. К этому мифу обращались Эсхил, Софокл, Ев-рипид и другие, но эти произведения были утрачены. Считается, что Плавт использовал для своей комедии некоторые уцелевшие отрывки, в частности приписываемые Еврипиду.
    В полной двусмысленностей и путаницы ситуации А. у Плавта ведет себя как истинный полководец, не терпящий сомнений и идущий напролом. Центральное место в комедии занимает сцена его препирательств с женой, когда каждый убежден в своей правоте (он — в том, что только что вернулся домой, она — в том, что провела в его объятьях предыдущую ночь). Тревожные колебания у А. появляются тогда, когда он, окончательно запутавшись в доводах Алкмены, осознает, что она не только не пытается скрыть от него свою измену, а приводит все новые и новые ее доказательства.

    АНАТЭМА — герой «трагического представления» Л.Н.Андреева «Анатэма»

    АНАТЭМА — герой «трагического представления» Л.Н.Андреева «Анатэма» (1909, первоначальное название «Давид Лейзер»). В мировой литературе у дьявола много имен: Вельзевул, Мефистофель, Сатана, Воланд. Л.Андреев избрал наиболее близкое к русским традициям — Анатэма (Анафема), то есть отлученный, преданный заклятью. Князь тьмы А. наиболее близок Люциферу, он низвержен-ный «сын Зари» — таково толкование имени в Книге пророка Исайи. Это не великий мистификатор Мефистофель Гете, не воинствующий бунтарь Мильтона, не скучающий бес Пушкина и не горделивый Демон Лермонтова. А. — олицетворение бесчувственного, сухого и холодного интеллекта, скепсиса и презрения. Некто, ограждающий входы, не допускает сатану в ту ирреальную сферу, где обитает «начало всякого бытия», «великий разум вселенной». Бессильно и настойчиво молит А. у врат вечности, то в «безмолвных корчах, как червь под пятою», то с визгом ужаса и боли, «ползая на брюхе, как собака», то «вытянув змеиную шею», стенает горько и тоскливо.

    АНДРЕЙ БОЛКОНСКИЙ — герой романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир»

    АНДРЕЙ БОЛКОНСКИЙ — герой романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир» (1863-1869). В отличие от многих персонажей романа, у которых были легко узнаваемые прототипы среди людей 1810-1820 годов или современников Толстого, а также его близких, у А.Б. не было явно угадываемого прототипа. Автор настаивал на вымышленное™ этого героя. Однако среди возможных прототипов называют, например, Н.А.Тучкова; в некоторых обстоятельствах судьбы флигель-адъютанта Ф.Тизенгаузена можно обнаружить близость с описанием подвига А.Б. в Аустерлицком сражении. Работа писателя над образом потребовала самого напряженного труда, его эволюция такова, что из второстепенного персонажа он превратился в одного из главных героев. В первых набросках к роману А.Б. — блестящий светский молодой человек, в окончательной редакции — интеллектуальный герой с аналитическим складом ума, несущий в романе одну из основных смысловых и философских нагрузок. Образ А.Б. выстраивается на переплетении двух основных начал: внешняя, светская жизнь, служба, карьера — и эволюция внутреннего мира героя. Традиция литературоведения относит А.Б. к числу ищущих героев, представителей духовной аристократии.

    АНДРОМАХА — героиня трагедии Еврипида «Троянки»

    АНДРОМАХА — 1) героиня трагедии Еврипида «Троянки» (415 г. до н.э.). А.— жена троянского героя Гектора. Во время битвы за Трою Гектор погибает. В «Тро-янках» Еврипид изображает момент, когда знатных пленниц греки распределяют между своими вождями. А. достается сыну Ахилла Неоптолему. Она оплакивает гибель Трои, любимого мужа, ненавистный новый брак и свою рабскую долю. Ей «страшно из благородства в рабство перейти». А. завидует Поликсене, которая была принесена в жертву на могиле Ахилла. Героине «слаще смерть, чем бедственная жизнь». Утешает А. в ее горе лишь то, что с ней остался малолетний сын Астианакт. Но вестник сообщает А., что по совету Одиссея греки решили убить сына Гектора, сбросив с крепостной стены. Оплакав Астианакта, героиня проклинает богиню Афину, называя ее дочерью Духа Зла, Зависти, Убийства и Смерти, и гордо говорит посланнику греков: «Казнь так казнь... Насытьтесь детской плотью!»

    АННА КАРЕНИНА — героиня романа Л.Н.ТОЛСТОГО «Анна Каренина»

    АННА КАРЕНИНА — героиня романа Л.Н.ТОЛСТОГО «Анна Каренина» (1873-1877); один из наиболее популярных женских образов русской классической литературы. Толстому хотелось написать роман о женщине из высшего общества, «потерявшей себя», вокруг которой легко сгруппировались многие мужские типы, будившие творческое воображение писателя. Во многом к реализации этого замысла Толстого подтолкнули мотивы пушкинского творчества, в частности неоконченные прозаические отрывки «На углу маленькой площади» и «Гости съезжались на дачу». Героиня последнего Зинаида Вольская может быть частично соотнесена с А.К. Это обстоятельство позволяет литературоведам считать произведение «пушкинским романом» Толстого, а к прототипам А.К. относить Татьяну Ларину, мысленно продолжая историю ее жизни в свете (Б.М.Эйхенбаум). Достоверно известно, что внешний облик героини сложился у писателя под впечатлением встречи со старшей дочерью Пушкина М.А.Гартунг. Однако у А.К. были и другие прототипы, в том числе сестра близкого друга Толстого М.А.Дьякова-Сухотина, пережившая бракоразводный процесс и имевшая вторую семью.

    АНТOНИЙ (англ. Marc Antony; лат. Marcus Antonius) — герой трагедии У.Шекспира «Антоний и Клеопатра»

    АНТOНИЙ (англ. Marc Antony; лат. Marcus Antonius) — герой трагедии У.Шекспира «Антоний и Клеопатра» (1606-1607). Исторический прототип: Марк Антоний (83-30 гг. до н.э.), римский полководец и государственный деятель.
    А. фигурировал среди персонажей первой «римской» трагедии Шекспира «Юлий Цезарь», но ловкий демагог, искусно игравший на страстях толпы, не имеет почти ничего общего с беспечным и великодушным полководцем второй пьесы, хотя в обоих случаях источником послужили «Сравнительные жизнеописания» Плутарха. Некоторые детали сознательно изменены: так, у Плутарха «кутилу и пьяницу» А. покидает бог Вакх-Дионис, а в трагедии покровителем А. выступает могучий Геркулес, с которым его неоднократно сравнивают. Овеянная легендами история любви А. и Клеопатры трактуется Шекспиром как трагедия доблести: безрассудный героизм заведомо обречен. «Безмерная» страсть А. вступает в противоречие с его жаждой власти и ожиданиями ближайших соратников, предчувствующих роковой финал схватки с Октавием Цезарем. Поначалу А. еще способен отказаться от Клеопатры: ради союза с Цезарем он даже женится на его сестре. Но любовь оказывается
    сильнее — противостоять чарам «нильской змейки» А. не может и в решающем морском сражении позорно бросает свои войска, устремившись за кораблем предавшей его Клеопатры.

    АНТИГОНА ( фр. Antigone, нем. Antigone) — героиня трагедии Софокла «Антигона»

    АНТИГОНА ( фр. Antigone, нем. Antigone) — 1) героиня трагедии Софокла «Антигона» (поставлена, по-видимому, в 442 г. до н.э.), дочь Эдипа и Иокасты. После гибели в поединке своих братьев Этеокла и Полиника, из коих один был фиванским царем и удостоился от города подобающих похорон, а другой, желая оспорить власть, привел к Фивам аргосское войско и остался после гибели без погребения по приказу унаследовавшего престол Креонта, шурина Эдипа, А. решает, презрев приказ владыки, почтить погибшего брата похоронами и делится замыслом со своей сестрой Исменой. Та не в состоянии нарушить запрет, страшась обещанной кары. (Возможно, это противопоставление двух сестер в какой-то мере подсказано эксодом трагедии Эсхила «Семеро против Фив». А. и там отвечает отказом на запрет хоронить брата, и две сестры расходятся вместе с двумя полухория-ми, сопровождая: А. — тело Полиника и Йемена — тело Этеокла.) Обряд совершен, и разгневанный Креонт приказывает стражам отыскать виновника. Вскоре один из них приводит А., и она не отрицает совершенного. Спор между правителем (произносящим немало справедливого, но ошибающимся в главном) и А. — одна из самых напряженных сцен в греческой трагедии.

    АНФИСА — героиня драмы Л.Н.Андреева «Анфиса»

    АНФИСА — героиня драмы Л.Н.Андреева «Анфиса» (1909, название пьесы в рукописи — «Господин»). «Инфернальная женщина» в духе Достоевского, «распутница», «сильная, властная, богато одаренная натура», «робкая, беспомощная, жалкая, самая обыкновенная» — так по-разному оценивали современники новый психологический тип женщины, описанный Андреевым в его драме «на сюжет из современной жизни». Она живет среди ординарных присяжных поверенных и старой неведомой Бабушки (Рока, Судьбы), неустанно перебирающей спицы, поблескива-нию которых «отвечают слепые мигания <...> неторопливого маятника, едва успевающего хватать летящие секунды». Когда А. приехала в дом Костомаровых, она «была царицей», была «светлая» и только думала о том, «чтобы доставить людям радость и — научить». Теперь — ходит тенью, еле ступая, быстро скользит по комнатам, платье всегда черное, «и не завивается», со страшными глазами убийцы, в которых только ненависть и злоба, яд на устах и в перстне на пальце. Душевный надрыв, истерично-болезненное поведение прежде умной, решительной А.— результат ее любовных отношений с мужем сестры, человеком равнодушным и легко пресыщающимся женскими ласками.

    АПЛОМБОВ — герой «сцены» А.П.Чехова «Свадьба»

    АПЛОМБОВ — герой «сцены» А.П.Чехова «Свадьба» (1890). Тот же образ появляется и в более раннем рассказе Чехова — «Брак по расчету» (1884), который вместе с другим рассказом 1884 г. «Свадьба с генералом», стал основой для этой пьесы. Образ А. — это гротескное изображение тех людей, чьи слова и мнение о себе расходятся с их делами и реальной сущностью. Слова, которые А. произносит в самом начале пьесы, обращаясь к своей теще, точно характеризуют подобный тип: «Я вашу дочь осчастливил, и если вы мне не отдадите сегодня билетов, то я вашу дочь с кашей съем. Я человек благородный!»
    Эпаминонд Максимович расчетлив, мелочен и глуп; он торгуется из-за приданого, но не выносит намеков на то, что женится по расчету. Впрочем, А. мало отличается от своего окружения: его невеста Дашенька и ее отец необразованны, теща А. так же расчетлива, как и он. Вся свадьба — это торжество обывательской пошлости, нравственного убожества, центром которых является А.

Страницы: :   1, 2, 3, 4 ... 13, 14, 15  






Поиск по сайту :     
Новости сайта
О проекте
О школе
Фотоальбом
Школьный музей
Шпаргалки, рефераты
Все для мобильника [new]
Форумы [new!]
Гостевая книжица
Курилка (чат)
Каталог сайтов [new]
Обратная связь

copyright © 2002-2017
Хостинг: AtStar.by - разработка сайтов.
Использование текстов, графических материалов, фотографий ресурса 65-k.com возможно только при наличии активной ссылки на www.65-k.com